Красота

Беттина Раймс: «Я не задумываюсь о разнице между пошлостью и красотой»

Если Вы пытаетесь определить искусство Беттины Реймс одним словом, вы рискуете неправильно понять многие вещи. Ее искусство трудно свести к единому термину, даже если вы владеете самым мощным интеллектуальным бэкграундом. Ведь она гений гламура, работающий в антигламуре. Так открылась выставка «Ретроспектива» француженки Беттины Раймс в рамках Фотобиеннале-2006.

Вот уже 25 лет Беттина фотографирует, в основном, обнаженных женщин: от ранних серий со стиптизершами до шанхайских женщин, снятых в 2002 году. За четверть века тема обнаженного женского тела постоянно повторялась, при этом оставаясь актуальной.

Однако, по словам Ольги Свибловой, директора дома Фотографии, Беттина никогда не делает скандал ради скандала, хотя существует довольно много фотографов, которые вошли в искусство именно благодаря этому. «Известность к ней пришла от серии с животными. Как только Беттина их сделала, она сразу ввела эту тему в мировое искусство», - заметила Свиблова.

Тем не менее, фотограф была сильно разочарована непослушностью зверей на ферме и зоопарке. После этого художница стала снимать чучела. Их было проще извлечь из контекста и, если можно так выразиться, они не отвлекались, а тщательно следовали ее указаниям.

Много было сказано о том, что Беттина Реймс фотографирует женщин обнаженными, будь то звезды или незнакомки. Их плоть она превращала в окутанный дымом миф. В итоге художница согласилась с этим штампом и стала с удовольствием давать интервью, утверждая в первую очередь, что ее работы имеют дело «с кожей», как с оболочкой тела. Поэтому данная «Ретроспектива» ставит в первую очередь задачу по-новому взглянуть на работы художницы.

И это действительно так. Она знает, каким образом провокативно поставить таких моделей, как Кейт Мосс, которых, казалось бы, сто раз снимали и уже ничего нельзя с ними сделать нового. Она может найти модель на улице, и в то же время взять звезду и показать ее так, как никто другой.

При этом, по словам Беттины, она никогда не задумывается о границах между пошлостью и красотой. «Мне просто хочется что-то реализовать и я это делаю. Поэтому, если вы считаете, что фотографии без пошлости, то так оно есть. Некоторые говорят, что мое творчество – провокация. И если его рассматривать, как выброс эмоции - это действительно так. Ведь каждый художник вызывает эмоции, и мне кажется, что я не исключение», - пояснила в эксклюзивном интервью Yoki . ru Беттина Раймс.

Многочисленные коммерческие заказы Беттины Реймс - фэшн и рекламные съемки, фотопортреты, снимки на обложки пластинок и афиши кинофильмов – помогли ей финансово независимо проводить исследования в области фотоискусства. В результате плодотворного диалога со своими моделями, она развила в себе способность тонко чувствовать атмосферу, тщательно продумывать окружающие декорации. Сами же модели всегда специально настраивались к съемкам, чтобы образ получился выразительнее. Они как бы заучивали роль, но эта роль всегда была о них самих.

«Вообще, звезды для нас, как в вашей стране, так и в нашей – это мечта. Но в моей профессии делать их фотографии - это ежедневная нормальная жизнь. И если говорить об этих знаменитых личностях, то не они сами являются чем-то несбыточным и нереальным», - сообщила Беттина Раймс.

По словам фотографа, сложности возникают в подготовке работы над ними, потому что часто та свита, которая окружает звезду, создает мифы о ней. А когда Беттина остается со своей моделью наедине знаменитость оказывается гораздо проще.

По поводу столичных дам француженка также отзывалась весьма лестно. «На протяжении тех 3 дней, что я нахожусь в Москве, мне удалось пообщаться со многими женщинами России, которые брали у меня интервью. И я могу сказать, что они просто красотки», - сделала комплимент Беттина Раймс.

Выставка «Ретроспектива» путешествует по Восточной Европе уже два с половиной года. Началась она еще в Финляндии, а заканчивается в России. «За это время я познакомилась с одной русской девушкой, Катей Гомеашвили, произведшей на меня впечатление. Я сделала ее портрет и присоединила к этой выставке. На мой взгляд, именно она смогла отразить характер Вашего женского населения», - заметила Раймс.

Кстати, Беттина выработала собственный стиль, гармонично объединивший гламурную фотографию и фотоискусство. Так серия «женские беды» - первый результат, где рекламно- постановочный свет использован абсолютно в иных целях.

Неслучайно Ирина Хакамада, посетившая выставку, заметила это ноу-хау. «Я люблю, когда фотография посвящена красоте, женщине, но при этом она антигламурная. - душа, недостатки, целлюлит. Здесь женщина показана такой, какая она есть – со своей богатой душой и недостатками, пусть даже и целлюлитом. Она прекрасна и нечего из нее делать этих роботов-моделей», - заметила Хакамада.

«Женщины, которых я снимаю – они прекрасны. Они могут быть несовершенными с какой-то точки зрения, но они красавицы в том европейском ключе, о котором мы говорим. И, тем не менее, я не стремлюсь показать их сексуальность. Об этом говорят те, кто смотрит фотографии»,- пояснила Беттина Раймс.

Переходя от одного проекта к другому – «Современные любовники», «Шпионки», «Ким», или даже «Избранные кусочки», - Беттина следовала той же программе, что и в работе со стриптизершами. Она продолжала рискованное исследование тех радикальных возможностей, на которые способна фотография.

«Закрытая комната» рассказывала о жизни человека, помешанного на видео-съемке. Он прижимался глазом к видиоискателю камеры как к замочной скважине и наслаждался женщинами, показывая их на пленке.

В проекте « I . N . R . I » Беттина рассказала посетителям выставки о жизни Христа, перенеся его в наше время. В данном случае она создала повествовательную серию, в которой, прежде всего, видна попытка понять «таинственный механизм превращения образа в икону.

«На мой взгляд, Беттина очень пассионарный художник, в ней много страсти. Распятье очень символично - ведь впервые мы видим на нем женщину. Это своеобразный вызов обществу, который обязательно должен быть, чтоб оно не засыпало»,- заключила Ирина Хакамада.

Наверное, неслучайно она оказалась официальным фотографом Жака Ширака. Министр культуры назвал Беттину «французским проектом». Ведь в ней остался тот запал и драйв, который был во французской культуре начала века. За ее фотографиями стоят годами в очереди. И одновременно она самый негламурный фотограф. Поэтому наша самая главная проблема – успеть за Беттиной Раймс. Тем более, что сама фотограф собирается навестить Москву еще не один раз.

Анастасия Кудинова