Поп-арт

Фотохудожники рассказывают о «Мужчинах в своей жизни» и «Чертовых мечтах»

Несмотря на то, что главная тема очередного фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2007» - «Celebrities», некоторые фотохудожники пошли в обход, решив попробовать себя в роли этих самых «звезд» или же наоборот принять характерное для себя положение. То, что из этого получилось рассказывают проекты: Алексея Костромы « Fucking dreams » и Али Есипович «Мужчины в моей жизни».

По теме:

Фото «звёзд», сделанные мобильником

«Еще Ангкор» передал разные состояния души камня

Фотографии великих женщин мира

«Пробуждение» полуобнаженной Софии Лорен

Алексей Кострома, художник, известный своими перьевыми масштабными инсталляциями и акциями, на этот раз представил фотографический проект « Fucking dreams » по мотивам телевизионной передачи «Снимите это немедленно». Здесь он выступает художником акционистом в придуманной им самим истории, в лицах разыгрывая жизнь и мечты современного маленького человека, выступая актером-моделью, стилистом и художником одновременно.

Сначала Кострома предстает перед нами в образе бомжеватого спившегося уборщика, а потом преображается до преуспевающего бизнесмена в белоснежном костюме и кроссовках на площадке для гольфа. В итоге последняя фотография венчает собой его полет в небо. И, скорее всего, этот снимок тоже был не случайным, поскольку в своей настоящей жизни Алексей действительно улетел…правда, в Германию. Он разыгрывает простую, но эффективную историю о превращении, этакий мужской вариант Золушки, утешительную сказку, ставшую если не былью, то скорее шизофренически раздвоенной реальностью для ее героя и создателя.

«Fucking dreams» - по-английски звучит грубовато, но по-русски это «чёртовы мечты». К тому же очень много российских мужчин не могут выйти из определенного кризисного состояния. И от этих мечтаний очень многие просто погибают. Человек, который моет лестницы, может только в мечтах улететь на какие-нибудь Канары и перевоплотиться в супермена. И поэтому только эти чёртовы мечты, не дающие ему покоя, в то же время дают ему возможность оторваться от этой ирреальности. То есть здесь показан психологический конфликт между реальностью и ирреальностью»,- рассказал о своем замысле Алексей Кострома.

Серия постановочных цветных фотографий, заключенных в специальные подсвечивающиеся рамки, рисует нам два полярных образа этого колоритного персонажа, пребывающего между реальностью и мечтой. Кострома, конечно, не перестает быть самим собой в этих фотографиях – лишь на короткое время акции он переживает жизнь придуманного им персонажа, примеряя на себя социальные и гендерные маски.

«Проект немного грустноватый, но реальность – это наша жизнь. Кстати, когда я делал лайт-боксы на заводе, то рабочие прочитали мою идею с первого же момента, а особенно когда увидели пьяную рожу удушенного реальностью человека. То есть, я как бы сыграл эту роль, но по большому счету это отражение реальности. В принципе, моя жизнь тоже начиналась с мытья подъездов, поэтому это перевоплощение в якобы супермена - иллюстрация каждого мужчины, живущего в России и мечтающего о статусности и красивой жизни»,- рассказал фотохудожник.

Не менее интересную историю человеческих отношений и взаимоотношений отразила в своем проекте Аля Есипович. В новой серии она включает в дело механизм персонификации, хорошо известный современному искусству, показывая себя в ситуациях с разными мужчинами.

«Это был мой первый опыт в качестве модели. Поэтому для меня сразу встал ряд вопросов: стараться приукрасить себя или не делать этого, быть одинаковой или разной. Поскольку возможностей для визуального восприятия довольно много, поэтому мне было любопытно. Можно сказать, что отчасти это была самоидентификация. Я не уверена, что в дальнейшем собираюсь сама участвовать для своих проектов, но для меня это был интересный шаг. Важно чтобы это была история, но не литературная, поскольку для меня приоритет отдается визуальному ряду»,- поделилась своими мыслями в эксклюзивном интервью Yoki.ru Аля Есипович.

Казалось бы, фотографии откровенно постановочны и момент автобиографичности снимается, однако это не совсем так.

«Мужчины в моей жизни» довольно условное название. В нем присутствует ирония и самоирония, но я бы не хотела, чтобы это все воспринималось буквально. В этом проекте присутствуют разные мужчины - здесь действительно есть те, которые сыграли в моей жизни очень важную роль, но присутствуют и те, которые для меня не имеют никакого значения. Я их использовала как моделей, поскольку они мне по ряду причин были нужны для проекта. Вообще мне бы хотелось, чтобы здесь все-таки осталось пространство для зрителей, которые могли додумать и пофантазировать»,- призналась Есипович

Мужчины здесь действительно меняются. Они разные и по «положению», и по принципу показа: одни, видимо, действительно каким-то образом присутствуют в «ее жизни», другие являют собой типажные маски или, по терминологии философа В. Подороги, «тела-стимуляторы» (мачо, комедийный пожилой ловелас, студент). Ситуации тоже типологичны и, потому, условны: больница, быт, «любовь» в стадиях «до» и «после». На некую универсальность намекает и выстроенность мизансцен и поведение «героев»: когда-то один из критиков написал, что художник дрессирует своих моделей, так и здесь.

Интересно, что все работы Али Есипович выполнены в красном цвете. «Негативы у меня были в обыкновенные, но потом я перепробовала различные цвета и поняла, что для этой истории красный будет самым правильным. К тому же отношения между мужчиной и женщиной – это довольно острая, часто кровавая и драматичная история. Поэтому мне кажется, что этот цвет адекватно отражает мои задумки»,- заметила фотохудожница.

Настя Христензен