Зверье мое

За что царская династия в России полюбила кошек

Кошек на Руси ценили. Их отождествляли с представителями царского рода, а в последующий период они являлись непременными фамильярами при высших лицах Российской Империи.

ОТНОШЕНИЕ К КОШКАМ НА РУСИ

Русь являлась аграрным государством; главным источником пропитания и обогащения для ее жителей являлся хлеб. Хлебные запасы хранились в амбарах, но крысиные хвосты не дремали. Как, впрочем, и кошки, которые с успехом переправляли вредителей на вечный упокой во благо процветания Руси и своих желудков. Кроме того, кошачьи племена соответствовали эстетическим впечатлениям своих хозяев, что в сочетание с их практичностью позволяло с полным правом требовать продавцам кругленькую сумму за этих животных: кошачьи ценились дороже крупного скота. В те времена кошек могли применять вместо наград, вручая их за особые заслуги. Могли и соответствующее прозвище отличившемуся дать, т. е. "кошка".

Собственно, почему так сложилось? Дело в том, что в преддверие Куликовской битвы Дмитрий Иванович (в будущем "Донской") был вынужден оставить Москву под опекой боярина Федора Ивановича Кошки. В итоге последний стал наследником царской династии.

Впоследствии представители рода Романовых продолжили отдавать дань традиции. Михаил Федорович со своим сыном Алексеем всегда держал котов подле себя. Вацлав Холлар, прибывший в Российское государство чешский художник, изначально имел намерение запечатлеть царя Алексея Михайловича, но в итоге изобразил любимого государева питомца в качестве "великого князя Московии". Использовать самого царя в качестве модели при создании портрета не позволила нерешительность художника. Петр I привез кота из Голландии, а также издал указ о необходимом заведении котов при амбарах для отражения мышиного и крысиного напастья. В лубочном искусстве имеется сюжет на тему победы России под Полтавой, где проснувшийся кот символизирует триумф Петра I.

ПОСЛЕ ПЕТРА

В 1745 году дочь Петра I Елизавета Петровна повелела привести из Казани котов, а то в Зимнем дворце что-то мышей расплодилось. После этого казанские коты стали своеобразной маркой качества, а их потомки до сих пор держат фундамент бывших царских покоев. Екатерина II поддерживала почин Елизаветы: в качестве ценных сувениров коты принимались и дарились иноземным монархам, а фаворит императрицы князи Потемкин-Таврический привез ей в качестве подарка ангорскую кошку прямиком из Османской империи.

Николай Павлович, младший брат Александра I, имел кота, о котором в крайне лестных тонах отзывался в своих письмах. Николай II же был склонен относиться к этим животным, как к объектам охоты. Так, сотни представителей рода кошачьего фигурируют в «Отчетах по императорской охоте». Но его семья не разделяла подобного отношения к животным: сиамский кот выступал в роли домашнего любимца у великой княжны Марии Николаевны, а питомец цесаревича Алексея попал в историю как первое (и последнее) животное при царском дворе, о кличке которого известно доподлинно. Величали его Зубровкой.

Фото: aroundpet.ru