Зверье мое

Миры Хаяо Миядзаки: интересные факты

Самый известный японский режиссер-мультипликатор Хаяо Миядзаки создал не так уж и много фильмов, но каждая его работа неизменно восхищает невероятной фантазией, продуманным необычным сюжетом и беспредельным вниманием к деталям. Каждый персонаж в его фильмах, даже второстепенный или появляющийся ненадолго, каждая деталь пейзажа, механизм и животное проработаны настолько, что, остановив кадр, рассматривать его можно вечно.

Дважды он получал «Оскара» и много раз - различные призы всевозможных фестивалей. Великий художник и мастер анимации, Миядзаки не любит рассказывать о себе, предпочитая являть себя произведениями искусства. Но многие факты его жизни примечательны и интересны.

Миядзаки обожает авиацию

Хаяо Миядзаки появился на свет 5 января 1941 года. Его родной город - Токио. Отец Хаяо занимал пост директора завода Miyazaki Airplane, который делал части самолетов. Отсюда и идет сохранившаяся на всю жизнь у великого режиссера любовь к небу и самолетам. Почти в каждом его фильме так или иначе присутствует тема авиации и воздушных полетов. Некоторые фильмы, такие как «Порко Россо» и «Ветер крепчает», полностью посвящены этому.

Он получил диплом, но по специальности не работал

Миядзаки рассказывал, что мечтал стать аниматором со школьной скамьи. Подвигнул к этому просмотр анимационной ленты «Легенда о белой змее». Тем не менее он поступил в университет и в 1963 году получил диплом серьезной профессии политолога-экономиста. После этого он тут же стал работать в студии «Тоэй», где рисовал кадры для анимационных фильмов. На студии он встретил и двух самых важных людей в его жизни - жену Акэми и друга Исао Такахату, который стал его партнером.

Он не хотел быть режиссером

Со школьных времен он увлекался рисованием манги. «Навсикая из долины ветров» была его первой взрослой мангой. Создание ее оказалось возможным благодаря тому, что в 1982 году он оказался без работы, не желая терять время, он собрал все имевшиеся у него идеи и создал на их основе комикс. В контракте с издательством был оговорен пункт о запрете экранизации, но популярность манги оказалась столь велика, что издатели уговорили его снять фильм. По завершении работы над картиной Миядзаки признался, что это вынудило его потерять всех друзей. Он говорил, что хочет вернуться на студию и работать простым аниматором. Только настойчивость продюсера студии «Гибли» смогла убедить Миядзаки снять следующий фильм - не мене успешный «Небесный замок Лапута».

Миядзаки много раз упрекал голливудских аниматоров, мол, они гонятся за новыми технологиями и из-за этого теряют традиции рисунка, увлекаются действием в ущерб сюжету и не оказывают должного внимания деталям. Сам он неизменно предпочитает достаточно реалистичную манеру рисования, выполненные рукой художника кадры.

Кровавый меч Миядзаки

Миядзаки очень ревностно относится к своим фильмам и не позволяет резать их при прокате в других странах, так как боится, что от этого потеряется его замысел или может измениться восприятие фильма. Когда «Принцесса Мононоке» была продана для проката в США, на студию Дисней пришла посылка от Миядзаки, узнавшего, что американцы хотят сократить ленту для показа. В посылке был самурайский окровавленный меч со словами «Не резать!».

Любовь к России

Миядзаки много раз признавался в любви к советским мультфильмам. Больше всего из богатого советского наследия ему нравятся «Снежная королева», снятая Львом Атамановым, и «Ежик в тумане», отправленный к медвежонку Юрием Норштейном.